Князь Ігор

Князь Ігор

This event passed :(


But you can see the other events in category «THEATRE»

"Князь Игорь"

Александр Бородин
Опера в 3-х действиях с прологом (с двумя антрактами)
Либретто Александра Бородина по мотивам древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве»

Исполняется на русском языке

Длительность спектакля с антрактами: 3 часа

Дирижёр-постановщик – народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ

Режиссёр-постановщик – народный артист России Станислав Гаудасинский
Художник-постановщик – Татьяна Астафьева
Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист России Юрий Васюченко
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко

Режиссёры, ведущие спектакль – заслуженный работник культуры Украины Наталия Григор, Сергей Красных


Члены постановочной группы


Главный дирижер и музыкальный руководитель театра - Александру Самоилэ

Главный хормейстер театра – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко

Руководитель художественного цеха балета - народная артистка Украины Елена Барановская

Главный режиссер театра - Евгений Лавренчук

Главный художник театра - Игорь Анисенко

 

Зав. оперной труппой театра - заслуженная артистка Украины Наталья Ютеш

Зав. балетной труппой театра - заслуженный артист Украины Гарри Севоян

Зав. режиссёрской частью – Лариса Калашник

Зав. художественно-постановочной частью – Виктор Янчук

 

Художник по свету – Вячеслав Ушеренко

Концертмейстеры – Лариса Хороленко, Вероника Струк, Игорь Парада, Галина Сергеева, Ольга Плеханова, Наталья Русиняк, Лолита Григорян, Анастасия Марушко, Лия Чибалашвили, Инна Шведенко, Юлиан Шумаков

Педагоги-репетиторы балета - народные артисты Украины Наталья Барышева, Михаил Петухов, заслуженные артисты Украины Нина Стоян, Юрий Карлин; Лидия Ферулева

Режиссёры, ведущие спектакль – заслуженный работник культуры Украины Наталья Григор, Сергей Красных

Начальник машинно-декорационного цеха – Виктор Мелешко

Художники-гримёры – Елена Васильчук, Евгения Галенко

Костюмеры - Оксана Чабаненко, Галина Чебышева


Исполнители в ближайшем спектакле

Действующие лица и состав исполнителей 26 апреля

  • ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ, князь Северский (баритон) - солист Днепропетровского академического театра оперы и балета Александр Форкушак
  • ЯРОСЛАВНА, его жена во втором браке (сопрано) - народная артистка Украины Лариса Зуенко
  • ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ, его сын от первого брака (тенор) - Олег Злакоман
  • ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ, князь Галицкий, брат Ярославны (высокий бас) - Дмитрий Павлюк (впервые в партии)
  • КОНЧАК, половецкий хан (бас) - Виктор Шевченко
  • КОНЧАКОВНА, его дочь (контральто) - Таисия Шафранская
  • ОВЛУР, крещеный половчанин (тенор) - Дмитрий Михеев
  • СКУЛА, гудошник (бас) - Юрий Дудар
  • ЕРОШКА, гудошник (тенор) - Сергей Красных
  • ПОЛОВЕЦКАЯ ДЕВУШКА (сопрано) - Анастасия Голубь
  • НЯНЯ ЯРОСЛАВНЫ (сопрано) - народная артистка Украины Людмила Ширина

ПОЛОВЕЦКИЙ АКТ:
Абдурахман – Дмитрий Бартош
Али – Денис Васильев
Чага – Мария Рязанцева
Славянка – Анастасия Банникова

Дирижер - Игорь Чернецкий


Об опере

Величавые и трагические образы былинного эпоса всегда привлекали Александра Бородина. В середине 1860-х годов он задумал написать оперы «Василиса Микулишна» и «Царская невеста». Но 18 апреля 1869 года во время встречи с Владимиром Стасовым композиторский выбор Бородина был предрешен. Именно Стасов предложил обратиться к сюжету «Слова о полку Игореве», замечательного памятника древнерусской литературы, написанного в XII веке. Шестидесятые годы XIX века были отмечены ростом интереса к отечественной истории, и «Слово о полку Игореве» привлекло к себе большое внимание русской общественности. Появились новые издания этого литературного памятника, переводы, научные исследования.

Неизвестный создатель «Слова» поэтично рассказывает о походе князя Игоря Святославича Новгород-Северского против степных кочевников – половцев. Все произведение пронизано патриотизмом. С горячей любовью говорится в нем о родной земле и ее защитниках, с острой болью – о бедствиях родины, с радостью – о благополучном возвращении Игоря из плена.

Бородину, как и остальным участникам кружка композиторов «Могучая кучка», идея «Слова», его народный дух и поэтика были особенно близки. По словам Александра Порфирьевича, сюжет пришелся ему «ужасно по душе», он полностью отвечал его стремлению к широким эпическим картинам и богатырским образам, его интересу к Востоку.

С обстоятельностью ученого Бородин изучил множество материалов, доставленных ему Стасовым: летописи, исторические повести, исследования, русские эпические песни, восточные напевы, записанные у народов Средней Азии и у потомков древних половцев, живущих в Венгрии. Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал под Курском, в окрестностях Путивля.
Либретто и музыка «Князя Игоря» сочинялись Бородиным одновременно. В либретто вошли даже отдельные фрагменты подлинного текста «Слова о полку Игореве», но в соответствии с особенностями оперного жанра Бородин был вынужден несколько отступить от литературного первоисточника.

В частности, выпали такие эпизоды, как битва русских с половцами и «золотое слово» великого князя Киевского Святослава. Но идею защиты родной земли и ее единства композитор ярко выразил в центральных образах оперы, и прежде всего – в образе Игоря. Еще в большей степени, чем это сделано в «Слове», в опере обойдены известные по летописям слабые стороны натуры Игоря Святославича – его легкомыслие, самонадеянность, жажда личной славы. Бородин нарисовал, по существу, новый, безупречный положительный образ полководца и правителя, в котором соединились лучшие черты всех русских князей, описанных в «Слове о полку Игореве».

Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и произведение осталась неоконченным. По записям Бородина работу завершили его друзья и единомышленники Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Александр Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие. Николай Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе, четвертое действия и половецкий марш.

Несмотря на то, что была оркестрована большая часть музыки (часть которой совсем не была записана), Римский-Корсаков настоял на том, что «Князь Игорь» – «полностью опера Александра Порфирьевича Бородина».

Премьера «Князя Игоря» прошла с большим успехом 23 октября 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра. Опера вошла в репертуар столичных и крупнейших провинциальных театров России, а в 1899 году была поставлена в Праге. Огромное впечатление музыка оперы произвела в 1907 году в парижском театре Гранд-опера на организованном Сергеем Дягилевым Первом Русском историческом концерте с участием Федора Шаляпина в партии князя Галицкого. С тех пор опера Александра Бородина «Князь Игорь» звучит на многих сценах мира, оставаясь одним из лучших образцов русской оперной классики. 

Премьера нынешней постановки в Одесском Национальном академическом театре оперы и балета прошла 3, 5 и 9 июля 2011 года. 



Краткое содержание

Пролог

Действие происходит в 1185 году.

На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает князя, ратников и желает им победы («Солнцу красному слава! Слава князю Игорю!»). Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим Божьим знаменьем и советуют Игорю отложить поход («Ох, не ходить бы в поход тебе, князь!»).

Однако Игорь уверен в правоте своего дела – он идет защищать Русь. В этом его долг, долг всех русских воинов. Незаметно из строя выходят два ратника, Скула и Ерошка. Они бросают доспехи и убегают («Пускай себе идут, а мы, брат, не пойдем»). Приходят попрощаться княгиня и боярыни.

Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход: ее волнуют недобрые предчувствия. Князь ласково утешает жену, убеждает не беспокоиться и ждать с победой. Князь просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней. Получив благословение Старца, князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход.

Действие І

Княжеский двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь славит князя. Тут же Скула и Ерошка: шутовскими выходками они веселят всех. Галицкому не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря («Только б мне дождаться чести»).

Во двор вбегают девушки. Они жалуются Галицкому на его приближенных, укравших их подружку («Ой, лихонько»). Галицкий выгоняет плачущих девушек. Разгулявшиеся бражники во главе со Скулой и Ерошкой замышляют мятеж («Вот-те и к батюшке, вот-те и к матушке; с чем пришли, с тем и ушли»).
Горница в тереме Ярославны. Княгиня одна. Ее тревожат недобрые предчувствия, – все нет вестей от Игоря.

Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки. Они ищут у Ярославны защиты от произвола ее брата, князя Владимира Галицкого. Приходит сам Владимир. Княгиня заступается за девушек. Она говорит, что все расскажет мужу, но Владимира это не пугает («Да что мне Игорь твой? Вернется или нет, а мне какое дело, не все ли мне равно?»). Он даже угрожает сестре. Это приводит Ярославну в негодование («Ты смеешь мне грозить?»).

Владимир уходит. Ярославна, оставшись одна, молит о скорейшем возвращении Игоря. Входят думные бояре, они пришли сообщить княгине плохую весть («Мужайся, княгиня»). Они рассказывают, что русская рать разбита, а Игорь вместе с сыном в плену у хана. Услышав об этом, Ярославна падает без чувств. Бояре готовы защитить город. Они убеждены, что их сила в вере в Бога и верности князю и княгине, а также в любви к родине.

Действие ІІ

В половецком стане томится в плену князь Игорь. Вечер. Половецкие девушки танцами и песнями развлекают дочь хана, Кончаковну. Однако все ее мысли поглощены пленным юношей – княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает она часа свидания с ним («Меркнет свет дневной»).

Спускается ночь. Наконец-то встречаются влюбленные, Владимир Игоревич и Кончаковна. Нежно и пылко признаются они друг другу в любви, мечтают о счастье.

Не спится и князю Игорю. Его гнетут тяжелые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощенной врагом. Игорь страстно жаждет свободы: тогда он сможет, собрав новую рать, разбить половцев и освободить Русь («Ни сна, ни отдыха измученной душе»).

К Игорю осторожно подкрадывается Овлур, крещеный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Гордость не позволяет Игорю согласиться на тайный побег, он поначалу отказывается.

Из-за шатра выходит хан Кончак. С уважением относясь к своему пленнику («Здоров ли, князь?»), он старается облегчить его участь и предлагает отпустить, с условием, что Игорь больше не поднимет меч против его рати. Но Игорь не скрывает, что как только вырвется из плена, соберет войско и снова будет воевать с половцами. По велению Кончака половецкие пленники и пленницы развлекают Игоря песнями и танцами.

Акт завершается красочными сценами половецких плясок, сопровождаемых хором.

Действие, купированное в данной постановке

С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных ведет он за собой. Кончак и половцы приветствуют войско. Русские пленники рассказывают о сожженном Путивле, о горе жен и матерей. Игорь решается на побег. Овлур готовит лошадей – для князя, княжича и себя. Появляется Кончаковна. Она молит Владимира остаться или взять ее с собой. Владимир в нерешительности. В отчаянии Кончаковна поднимает тревогу, чтобы удержать Владимира.
Князь Игорь и Овлур успевают скрыться. Сбежавшиеся половцы требуют смерти Владимира, но Кончак решает иначе. Подведя Кончаковну к княжичу, он говорит: «Вот тебе жена, Владимир!».

Действие ІІІ 

В Путивле на городской стене Ярославна оплакивает мужа («Ах, плачу я»). Она уже не верит, что увидится с ним. Обращаясь к ветру, Днепру, солнцу, Ярославна ждет от них ответа – где Игорь, что с ним?

Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них княгиня узнает Игоря. Наконец-то счастье вернулось к ней!

Хмельные Скула и Ерошка, завидев князя Игоря и опасаясь возмездия, решают схитрить: колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть – вернулся князь. Народ величает князя Игоря (финальный хор «Знать, Господь мольбы услышал»).


Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

«Первоклассный химик, которому многим обязана химия».
«Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе».

Так говорили химик Дмитрий Менделеев и музыковед Владимир Стасов об одном и том же человеке, о своем современнике Александре Порфирьевиче Бородине.

Удивительно разносторонний человек, Бородин вошел в историю как великий композитор, как выдающийся химик, педагог, активный общественный деятель, писатель, критик и дирижер.

Необычно началась и жизнь этого неординарного человека. Родился Александр Бородин в 1833 году в Санкт-Петербурге от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой. Мальчика записали при рождении как сына Бородиных, которые были крепостными слугами князя, – в то время имена истинных родителей скрывались в не допускавшей внебрачных связей России. Происхождение не позволило Александру поступить в гимназию, и он учился дома.

На медицинское отделение в Петербургскую медико-хирургическую академию Бородин поступил после того как стараниями матери был приписан к купеческому сословию. В двадцать четыре года защитил диссертацию на степень доктора медицины, вскоре опубликовал ряд работ по органической химии.

Химия была настоящей страстью Бородина. Друзья Александра Порфирьевича вспоминали: «Не только его собственная комната, но чуть не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всякими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами».

Рано проявился у Александра Бородина и музыкальный, композиторский дар. Он занимался игрой на флейте, фортепиано, виолончели, с интересом слушал симфонические произведения, самостоятельно изучал классическую музыкальную литературу, сочинял музыку, но свои композиторские опыты считал побочным делом.

Все изменило знакомство с композитором Милием Балакиревым. Милий Алексеевич сразу оценил незаурядный масштаб дарования Бородина и ввел молодого ученого, профессора Медико-хирургической академии, в кружок композиторов «Могучая кучка», где Александр Порфирьевич нашел настоящих друзей, единомышленников и коллег.

Вскоре произведения Бородина получили признание в России, а вслед за этим и за рубежом: в Германии, Австрии, Франции, Норвегии, Америке, Бельгии.

Бородин обладал и незаурядными литературными способностями. Его критические статьи, воспоминания о Модесте Мусоргском, о выдающемся русском химике Николае Зинине или о Ференце Листе, с которым он общался в Веймаре, по сей день имеют непреходящую историческую ценность. Написанное Бородиным либретто оперы «Князь Игорь» считается одним из лучших оперных либретто в русской классике.

Помимо Медико-хирургической академии Бородин читал лекции в Лесной академии и на Высших женских медицинских курсах. Музыке отводились, как правило, летние отпуска. Зимой композитор мог сочинять либо в дни болезней, либо выкраивал несколько часов до службы, вставая в 5-6 часов утра. «Мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезней», – шутил Александр Порфирьевич. Поэтому произведения Бородина создавались годами. Например, Первую симфонию он сочинял пять лет, Вторую – семь. Опера «Князь Игорь» писалась восемнадцать лет и осталась незаконченной.

Умер Александр Бородин внезапно, во время карнавального вечера, устроенного профессорами академии. Ему было 53 года.

Всего Александр Порфирьевич Бородин создал немногим более сорока музыкальных произведений (включая вокальные и инструментальные миниатюры), но каждое из них стало открытием в искусстве: будь то симфония или квартет, опера или «Маленькая сюита» для фортепиано. Его музыка до сих пор радует слушателей по всему миру.


Pre-order